Дополнительное обозначение справа от основного обозначения, отделяется от него пробелом и состоит из комбинации знаков, определяющих конструктивные особенности подшипника.
Приняты следующие обозначения:
А – подшипник повышенной грузоподъемности;
Б – сепаратор из безоловянистой бронзы (Б, Б1, Б2 …);
Г – сепаратор выполнен из черных металлов (Г, Г1, Г2 …);
Д – сепаратор выполнен из алюминиевого сплава (Д, Д1, Д2 …)
И – при изменении технических условий на поставку
комплектующих деталей или исходных материалов подшипников;
Е – сепаратор выполнен из пластического материала (Е, Е1, Е2 …);
К – конструктивные изменения (К, К1, К2 …), например:
К11 – п/ш шариковый радиально-упорный со штампованным сепаратором;
К - для роликовых подшипников обозначает стальной штампованный сепаратор;
К1 - для игольчатых подшипников означает наличие отверстия для смазки в наружном кольце.
К7 – п/ш шариковые радиально-упорные однорядные не разъемные, со скосом на внутреннем кольце, с углом контакта 12 град.
К10 – п/ш шариковые радиальные однорядные по ТУ 37.006.084-90 со стопорным штифтом на наружном кольце.
Для роликовых подшипников «К» обозначает стальной штампованный сепаратор;
Л – сепаратор выполнен из латуни (Л, Л1, Л2 …). Литера Л чаще
не проставляются;
М – конструктивные изменения роликовых подшипников с
модифицированным контактом (М, М1, М2 …);
Н – кольцевая проточка с отверстиями для смазки на наружном
кольце роликового радиального сферического двухрядного подшипника;
Р – детали подшипников из теплостойких сталей (Р, Р1, Р2 …);
С – обозначение видов смазочных материалов для подшипников закрытого типа (С, С1, С2 …);
Т – подшипники для работы при повышенных температурах (Т-200t, Т1-225t, Т2-250t, Т3-300t, Т4-350t, T5-410t);
У – специальные более жесткие требования к отдельным техническим параметрам: по шероховатости, точности вращения и т.д. (У, У1, У2 …);
Х – кольца и тела вращения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали (Х, Х1, Х2 …);
Ш – ограничение уровня шума (вибрации). С возрастанием
цифрового индекса величина уровня шума уменьшается (Ш, Ш1, Ш2 …);
Э - детали из стали ШХ со специальными присадками (Э1;Э2;…)
Ю – все детали подшипника или часть деталей выполнены из нержавеющей стали (Ю, Ю1, Ю2 …),
Я- детали из редко применяемых материалов (стекло, керамика и т.д.) (Я1, Я2 …)
W - детали из вакуумированной стали
Дополнительные знаки видов смазки для подшипников закрытого типа
Дополнительные знаки
Марка смазки
Рабочая температура, t C
Пример области применения
Нет
ЦИАТИМ-201
-60 +90
Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках
С1
ОКБ-122-7
-60 +120
Авиационные электормашины, прецезионные подшипники приборов
С2
ЦИАТИМ-221
-60 +150
Летательные аппараты, электромашины
С3
ВНИИНП-210
-60 +250
Тяжело нагруженные тихоходные подшипники
С4
ЦИАТИМ-221С
-50 +180
Авиационные электромашины
С5
-40 +110
Приборные, скоростные подшипники
С6
ПФМС-4С
-30 +300
Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники
С7
ВНИИНП-271
-60 +130
Приборы, подшипники качения с малым моментом трения
С8
ВНИИНП-235
Подшипники, работающие с колебательными движениями
С9
ЛЗ-31
-40 +130
Выжимные подшипники сцепления
С10
№158
-40 +120
Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей
С11
СИОЛ
-30 +139
Скоростные подшипники электроверетен
С12
ВНИИНП-260
Приборы, скоростные шарикоподшипники
С13
ВНИИНП-281
Агрегатные подшипники самолетов
С14
ФИОЛ-2У
-30 +100
Игольчатые подшипники автомобилей
С15
ВНИИНП-207
-60 +180
С16
ВНИИНП-246
Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме
С17
ЛИТОЛ-24
Подшипники многоцелевого назначения
С18
ВНИИНП-233
-40 +250
Подшипники качательного движения
С19
ВНИИНП-286
Гироскопы
С20
ВНИИНП-274
-80 +130
Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники
С21
ЭРА
Системы управления
С22
СВЭМ
Судовые электромашины
С23
ШРУС-4
Подшипники сцеплений автомобилей и тракторов
С25
ИНДА
менее 300
Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др.
С26
ЛДС-3
-50 +130
Электродвигатели общего назначения
С27
ФАНОЛ
-40 +100
Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмашин